Бобейко Т.С. Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности.
“Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно. Поэтому не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». (Платон)
В настоящее время приоритетным направлением развития образования является формирование конкурентоспособной личности, способной к самостоятельному решению жизненно важных проблем. Для реализации этой задачи необходимо создавать условия для овладения универсальными способностями или ключевыми компетенциями:
§ способностью к исследованию; § способностью к эффективной коммуникации; § способностью к принятию решений и их реализации; § способностью к критическому осмыслению информации; § способностью к саморазвитию и самореализации. Понятно, что развитие этих способностей невозможно без деятельности самого учащегося. Активизация и интенсификация деятельности учащихся становится главной целью учителя. В нашей гимназии применяются педагогические технологии, которые уже доказали свою высокую эффективность с точки зрения саморазвития личности. Все они обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся, но в игровой деятельности, на мой взгляд, эти средства составляют главную идею и в максимальной степени учитывают естественные потребности учащихся среднего школьного возраста.
§ Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса. § Игра повышает мотивацию эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. В игры ученики могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью. § Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. Все игры своего детства, в отличие от усвоенных знаний, мы помним всю жизнь. § Игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Дидактические задачи имеют широкий диапазон трудности и постепенное возрастание сложности задач позволяет детям решать их самостоятельно, развивать свои творческие способности.
Таким образом, игровая деятельность выполняет следующие функции: 1. развлекательную, нацеленную на создание благоприятной атмосферы сотрудничества, связанной с получением удовольствия и положительных эмоций; 2. обучающую, нацеленную на расширение кругозора, развитие логических и аналитических способностей; 3. коммуникативную, предполагающую установление эмоциональных контактов, объединяющую детей в мини-коллективы; 4. развивающую, способствующую развитию воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; 5. релаксационную, ориентированную на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. Естественно, что процесс игры не совпадает с алгоритмом урока. Игра конструируется по определенной технологии. Для каждого вида игр существует своя технология. Но в структуре учебного процесса на основе игры развивающего характера можно выделить несколько этапов: 1. знакомство с учебной темой, изучение дополнительной литературы; 2. подготовка к проведению игры: разработка сценария, подготовка оборудования и наглядного материала, объяснение правил, организация команд; 3. проведение игры, т.е. собственно игровые действия, в ходе которых происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание; 4. подведение итогов игры: т.е. непосредственно игровой результат, выявление команды-победительницы и наиболее результативных игроков, анализ восприятия игры учащимися, а также учебно-познавательный результат. Основными структурными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, дидактические задачи, оборудование и результат игры. Игровой замысел предполагает наличие четко поставленной цели учебной игры и выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел придает игре учебно-познавательный характер и предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний. Правила, определяющие порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию рабочей обстановки на уроке и разрабатываются с учетом цели игры и индивидуальных возможностей учащихся. Правила могут быть жесткими (обязательными), которые неукоснительно обязан исполнять каждый игрок, и гибкими (рекомендательными), когда игроки имеют определенную свободу выбора решений. Таким образом, одновременно правила регламентируют игровые действия. Игровые действия предполагают проявление познавательной активности учащимися в ходе решения дидактических задач. Дидактические задачи являются стержнем любой дидактической игры. Они предполагают усвоение знаний и применение их при решении проблем, поставленных в ходе игры. Оборудование предполагает наличие различных средств наглядности (портреты, аппликации, карты, схемы, раздаточные материалы, флажки, призы и прочие), без которых игра перестает быть игрой. Завершенность игре придает определенный результат. Он выступает в форме решения поставленной задачи и дает ученикам чувство морального удовлетворения, а для учителя – это показатель уровня достижений учащихся, а также накопленный опыт и материалы по проведению игры с другим составом участников или разработки новой игры. Разработка и организация игр – это дело трудоемкое и хлопотное, но и отдача велика. Именно такие уроки запоминаются детям надолго, как яркий эмоциональный праздник. После таких уроков они всегда задают вопросы: «Когда мы еще будем играть?» Однако учителю постоянно необходимо корректировать свою работу при проведении игр, так как подбор учеников в классах меняется, а значит и организация игры должна быть продумана с учетом этого обстоятельства. Особо надо отметить, что результативность технологии зависит от систематического использования дидактических игр и выражается прежде всего в повышении мотивации познавательной деятельности учащихся, в углублении их знаний по истории, в развитии творческих способностей.
|