НАЗАД ГЛАВНАЯ ВПЕРЁД
 

Диянова В.В., Гиниатуллина Ф.Г.

Брейн - ринг для 5 класса «Первобытное общество. Древний Восток»

 

Цель игры: способствовать формированию интереса учащихся к истории древнего мира.

Правила игры. В отборочном туре формируется состав команд сначала для первого тура, затем по ходу игры – для второго и т.д. Командам предлагается 3-5 вопросов, отвечает та команда, которая первой включила настольную лампу; в третьем туре встречаются победители первых двух туров.

Оборудование:

  • жетоны для отборочного тура
  • 2 игровых стола с настольными лампами или «семафориками».

 

Отборочный тур.

  1. Для чего египтяне искали черного быка с белым пятном на лбу?

Чтобы поклоняться ему как священному быку Апису.

  1. Кем считался фараон в Древнем Египте?

Сыном солнца.

  1. Почему западный берег Нила египтяне называли «страной мертвых»?

На западе, по верованиям египтян, находился загробный мир, и на западном берегу Нила хоронили умерших.

  1. Зачем египтяне крокодила помещали в храм?

Египтяне обожествляли крокодилов.

  1. Всякий ли египтянин имел право на загробную жизнь?

Только тот, кто на суде Осириса признан достойным этого.

  1. Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти?

При жизни.

  1. На чем писали древние египтяне?

На папирусе, камне, черепках.

  1. Имена каких египетских богов вы знаете (1 балл – 3 имени)?

Например, Амон, Гор, Осирис, Птах, Геб, Нут, Исида, Сет, Баст и т.д.

  1. Как называются значки египетской письменности?

Иероглифы.

  1. Гробница какого фараона оказалась не разграбленной?

Тутанхамона.

  1. Какая древнеегипетская богиня похожа на богоматерь с младенцем?

Исида с сыном Гором.

  1. На чем писали в Двуречье?

На глиняных табличках.

  1. Как называется письменность в Двуречье?

Клинопись.

  1. Назовите имена богов Междуречья.

Шамаш, Син, Эа, Мардук, Иштар и т.д.

  1. Какие сооружения в Междуречье были раскрашены тремя цветами?

Храмы-зиккураты.

  1. Кто изобрел алфавит?

Финикийцы.

  1. Сколько букв было в финикийском алфавите?

22 буквы.

  1. Кто такой Гильгамеш?

Герой мифов жителей Междуречья, который пытался найти бессмертие.

  1. Какие ремесла были развиты в Финикии?

Ювелирное дело, ткачество, резьба по дереву и слоновой кости, изготовление стеклянных изделий.

  1. Из чего изготовлялись древнейшие орудия труда?

Из камня и дерева.

  1. В чем состоит главное отличие древнейшего человека от животного?

В умении изготавливать орудия труда.

  1. Кто первым обогнул морем Африку?

Финикийцы.

  1. Как называется коллектив древнейших людей?

Человеческое стадо.

  1. Из чего изготовляли гарпуны?

Из кости и дерева.

  1. Что такое жертва?

Подарок богам, духам.

  1. Где возникли первые государства?

В Египте и Междуречье.

  1. Какой фараон совершил самые большие завоевания?

Тутмос III.

  1. На основе какого занятия появилось земледелие?

На основе собирательства.

  1. Что такое бронза?

Сплав меди и олова.

  1. Какой счет лет был в Древнем Египте?

От начала правления очередного фараона.

 

 

  1. На основе какого занятия появилось скотоводство?

На основе охоты.

  1. Что такое идол?

Изображение бога или духа.

  1. Какой металл люди научились использовать прежде всего?

Медь.

  1. Почему миф о потопе появился именно в Двуречье?

Там  бывали такие разливы Тигра и Евфрата, что воды этих рек сливались, затапливая большие территории.

  1. Как звали знаменитого вавилонского царя?

Хаммурапи.

  1. Кого рисовали древнейшие художники?

Обычно животных, на которых они охотились.

  1. Какой город современники называли «логовищем львов»?

Ниневию.

  1. Как ассирийские воины переправлялись через реки?

На надутых кожаных мешках.

  1. Чему персы, по словам Геродота, учили мальчиков?

Скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду.

  1. Назовите родину арабских цифр.

Индия.

  1. Почему пожар, уничтоживший Ниневию, способствовал сохранению ее библиотеки?

Глиняные книги стали прочнее после обжига.

  1. В какой стране впервые научились изготовлять шелк?

В Китае.

  1. Что в древности называли «горем Китая», «рекой тысячи бедствий»?

Хуанхэ.

  1. Какой современный напиток в древности использовали как лекарство?

Чай.

  1. В какой стране придумали игру в шахматы?

В Индии.

 

Задания для командной игры.

 

1. Известно, что кошка считалась в Древнем Египте священным животным. Ученые полагают, что одной из причин ее обожествления была способность кошачьих глаз светиться в темноте: древним светящиеся кошачьи глаза казались похожими на Луну и Солнце. Какова, по-вашему, истинная причина почитания кошки?

Египет был земледельческой страной, а кошка помогала людям сохранить урожай.

 

2. Почему умеющий читать человек казался египтянам мудрецом?

Научиться читать и писать было очень трудно: в египетской письменности использовалось 700-800 иероглифов.

 

3. Вот как описывается в одном из папирусов судьба воина: “Удары на животе его, побои на глазах его, синяки над бровями. Голова его проломлена. Когда он идет в поход в Сирию, поднимается в горы, его хлеб и вода у него на плечах, как у осла. Когда он возвращается в Египет, он бывает как дерево, изъеденное червями. Он болен и ложится в постель.” Почему же все-таки профессия воина считалась достаточно престижной?

Возможно потому, что она давала надежду на получение военной добычи и возможность сделать карьеру.

 

4. Почему египтяне знали только три времени года? Какие это времена года?

В Африке климат всегда жаркий, поэтому времена года связывались с разливом Нила: разлив Нила; расцвет природы и сев после окончания разлива; засуха перед очередным разливом.

 

5. Почему крыши египетских домов не имели скатов, как у нас, а были плоскими? Как это связано с климатом? Как египтяне использовали плоские крыши?

В Египте почти не бывает дождей, поэтому скаты не нужны. На плоской крыше можно было спать по ночам, сушить фрукты и т.д.

 

6. Способствовало ли бальзамирование тел развитию научных знаний в Египте? Каких?

Способствовало развитию медицины.

 

7. Почему первых правителей Египта называли “верховный начальник канала”?

Одной из причин образования государства в Египте была необходимость создания и поддержания в порядке системы каналов, с помощью которой осушались или орошались земли.

 

8. В Древнем Египте существовала традиция: пересчитывать и записывать количество чего бы то ни было. Можно ли объяснить обычай египетских чиновников ежегодно отмечать уровень воды при разливе Нила только этой традицией?

Уровень воды при разливе Нила был чрезвычайно важен для земледелия.

 

9. В г. Ахетатоне было найдено изображение перевозки большой статуи. В сани, на которых стояла статуя, было впряжено более 70 человек. Среди них не только простые воины, но и богатые вельможи и жрецы. Чем это можно объяснить?

Видимо, это была статуя фараона.

 

10. Школьники, которые готовились стать жрецами, учились читать и писать, должны были знать имена богов, связанные с ними мифы и обряды. После обучения они сдавали сложный экзамен. Чьи сыновья его могли выдержать и почему?

Сыновья состоятельных людей или жрецов, так как на учение тратилось много средств и времени.

 

11. Вряд ли египтяне, даже самые состоятельные, ели каждый день мясо. В Древнем Египте быков забивали крайне редко. Почему?

В жарком климате мясо быстро портилось; быки были тягловой силой в земледелии.

 

12. Любимым развлечением фараонов была охота. В документе сказано: “Великий убил семь львов за один миг, добыл стадо из двенадцати быков за один час.” Учитывая, что египетские писцы вели точный учет добычи, попробуйте объяснить такую удачливость фараона.

Фараону помогали слуги, заранее сгоняя животных в определенное место.

 

13. Египтянин по имени Ахтой писал: “Смотри нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.” Почему Ахтой считает писцов главными начальниками? Как вы думаете, кем был сам Ахтой?

Писцы играли большую роль в государстве, где все учитывалось, например, при сборе налогов. По-видимому, Ахтой сам был писцом и уговаривал сына пойти по его стопам.

 

14. Представьте себе, что современные ученые переводят древнеегипетский текст, в котором указана какая-то дата. Почему ученым будет трудно перевести ее на наше летоисчисление?

В египетском календаре не было постоянной точки отсчета, с началом правления фараона отсчет начинался заново; поэтому ученым нужно знать, в каком порядке правили фараоны, и какова была продолжительность их правления.

 

15. Зачем  для строительства пирамид доставляли большое количество лука и чеснока?

Чтобы предупредить начало эпидемий; кроме того, лук и чеснок были относительно дешевой и распространенной пищей египтян.

 

16. Почему в Древнем Двуречье считали, что людей боги создали когда-то, вылепив из глины?

Глина была самым распространенным и доступным в Двуречье  материалом.

 

17. Почему для древнего индийца джунгли были сферой темных сил, грехов и смерти?

Джунгли были почти недоступны до распространения железа, там обитали хищные звери.

 

18. Почему объединение Китая в конце III в. до н.э. под властью Цинь Шихуанди совпало со строительством Великой Китайской стены? Было ли такое совпадение случайным?

Нет. Могущественный правитель смог заставить китайцев осуществить такое трудоёмкое мероприятие.

 

 

19. У Дария I было несколько столиц, где он попеременно жил. Цинь Шихуанди приказал построить себе 37 дворцов, и никто не знал, где он ночует. Существует версия, что восточные правители предпочитали путешествия спокойному, размеренному образу жизни. Чем можно это объяснить?

Они опасались заговоров и восстаний.

 

20. Железную руду можно добывать практически повсеместно, но во многих странах в древности железо ценилось дороже золота. Почему?

Выплавка железа требует очень высокой температуры, научились это делать только около 3 тыс. лет назад.

 

Литература

 

Драхлер А.Б. Всеобщая история. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002

Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль: «Академия развития», 1998

Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных.: Задачник. 6-11 кл. В 2-х кн. Кн.1. М.: Дрофа, 1996.­

Мифология. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998

Скорспелов А.И. Кроссворды для школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997

 

 

 
НАЗАД ГЛАВНАЯ ВПЕРЁД