НАЗАД ГЛАВНАЯ ВПЕРЁД
 

Диянова В.В.

Заключительное занятие по мифологии в 4 классе

Занятие завершает курс из 15 часов и проводится в течение урока.

 

Цель: активизация знаний по мифологии, ликвидация пробелов, применение знаний в различных ситуациях; развитие навыка работы в группах, умения видеть недостатки в своих и чужих ответах; воспитание коммуникабельности, коллективизма, умения прийти на помощь.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемые учебные результаты

Подготовительный этап

На первом уроке учитель объясняет, как будут проходить занятия по мифологии, и объявляет, что в 4 классе они завершатся игрой, в которой будет принимать участие весь класс, будут приглашены гости.

Постепенно идет подготовка: учитель помогает сформировать 2 команды, куда войдут все учащиеся; дает домашнее задание к игре: придумать название команды, девиз, приветствия жюри и другой команде; подготовить инсценировку мифа; составить вопросы по мифологии для другой команды; контролирует подготовку к игре, оказывает помощь.

Выбирают капитанов, формируют команды, выполняют домашнее задание

Повышение интереса к предмету и активности в подготовке к занятиям.

Актуализация знаний, полученных на уроках мифологии.

Приобретение первичных навыков работы с дополнительной литературой, в частности, по истории костюма, быта, для подготовки инсценировки. Групповая самооценка. Взаимопомощь.

Представление команд

Учитель-ведущий. Он представляет жюри и гостей: это могут быть учителя, родители, учащиеся других классов. Объявляет первый конкурс.

Команды по жребию хором произносят свои названия, девизы, приветствия, защищают свои эмблемы

Умение работать в группах.

Конкурс капитанов

Учитель предлагает капитану 1 команды перечислить подвиги Геракла, а капитану 2 команды – назвать имена богов и их функции.

Капитаны отвечают на вопросы, затем дополняют ответы друг друга.

Актуализация учебного материала, ликвидация пробелов.

Конкурс: Разминка

Учитель по очереди предоставляет слово командам.

Команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы по мифологии, желательно, с выдумкой и юмором.

Актуализация знаний.

Умение составить вопросы.

Конкурс: Продолжи рассказ

Учитель предлагает командам по очереди по 3 отрывка из мультфильма или из сборника «Мифы Древней Греции» (приложение 1)

Команды обсуждают задание и выбирают рассказчика. Другая команда может дополнять и исправлять ответ соперников.

Умение работать в группах.

Ликвидация пробелов.

Умение видеть и исправлять недостатки в знаниях другой команды.

Конкурс:

Инсценировка

 

Учитель напоминает командам, что оценивается: игра актеров; костюмы и декорации, режиссерский замысел.

Выступление команд, которые надевают костюмы и устанавливают декорации перед началом игры.

Развитие эстетических чувств. Коммуникативность.

Умение работать в группах.

Конкурс: Вопросы командам

Учитель задает по очереди вопросы командам, которые могут дополнять ответы друг друга (приложение 2).

Команды в течение 1 мин. готовят ответ, выбирают отвечающего и дополняют ответы другой команды.

Умение работать в группах.

Применение знаний.

Умение видеть недостатки и достоинства своих и чужих ответов, исправлять недостатки.

Итоги занятия

Жюри подводит итоги. Учитель благодарит всех за работу. Вручаются призы для команд.

Слушают.

Мотивация для продолжения изучения мифологии самостоятельно и на факультативе в 5 классе.

 

Приложение 1

 

Отрывки из мультфильмов

 

Вопросы 1 команде.        

 

1. М/ ф. «Геркулес»,

Эпизод «Стимфальские птицы»,

Закончить показ после появления на экране Афины.

Какой совет дала Афина Гераклу, и как он им воспользовался?

(Афина посоветовала Гераклу использовать тимпаны, чтобы напугать птиц и прогнать их. Геракл воспользовался советом.)

 

2. М/ф. « Тесей»

Эпизод «Прибытие корабля на Крит»

Как Тесею и его спутникам удалось спастись в Лабиринте?

(Ариадна передала Тесею меч и клубок ниток. Тесей убил мечом Минотавра и с помощью нити нашел выход из Лабиринта.)

 

3. М/ф. «Геркулес»

Эпизод «Геракл в Аиде», закончить появлением Аида.

Как Гераклу удалось выполнить это задание Эврисфея?

(Геракл с разрешения Аида боролся с Кербером, смог одолеть чудовище и привести его к Эврисфею.)

 

Вопросы 2 команде.      

 

1. М/ф. «Геркулес»,

Эпизод  «Яблоки Гесперид»,

Закончить показ после того, как Геракл ушел из сада Гесперид.

Как Гераклу удалось получить яблоки Гесперид?

(Геракл воспользовался помощью Атланта. Атлант добыл яблоки, пока Геракл вместо него держал небо.)

 

2. М/ф. « Язон»,

Эпизод «Прибытие аргонавтов в Колхиду».

Как Язону удалось выполнить задания царя Эета?

(Язону помогла волшебница Медея. Ее зелье сделало его неуязвимым, и Язон смог вспахать поле Ареса, засеять его зубами дракона и справиться с воинами, выросшими из этих зубов.)

 

3. М/ф. « Персей»

Эпизод  «Персей и грайи»,

Закончить игрой грай.

Какие предметы получил Персей у грай и как он смог победить Медузу?

(Персей получил крылатые сандалии и волшебную сумку. Поднявшись в воздух в сандалиях, глядя на отражение Медузы в щите, Персей отрубил чудовищу голову и спрятал ее в сумке.)

 

 


 

Приложение 2 

           

Вопросы 1 команде.        

 

1. Докажите, используя содержание мифов, что вредно давать необдуманные обещания. (Зевс поклялся Гере, что сделает  царем того младенца из рода Персея, который родится первым; Зевс был уверен, что первым родится Геракл, но, как известно, первым родился Эврисфей; Авгий обещал Гераклу быков за очистку скотного двора, считая эту работу невыполнимой, но просчитался)

 

2. Каким героям боги давали советы во сне? Какие? ( Гераклу – Афина, Эврисфею – Гера)

 

3. Какой противник Геракла испугался его хулиганских поступков? (Эвриманфский вепрь испугался, когда Геракл начал кричать и стучать мечом по щиту.)

 

Вопросы 2 команде

 

1. Докажите, используя содержание мифов, что в любом жилище полезно иметь не только парадный, но и черный ход. (2 выхода в пещере Немейского льва позволили льву некоторое время скрываться от Геракла; 2 выхода в авгиевых конюшнях позволили Гераклу направить через конюшни поток, который вычистил помещение)

 

2. Какие герои мифов стали известны своей жадностью? (Минос – миф о Критском быке -  поплатился за то, что оставил себе быка Посейдона; Авгий – миф об авгиевых конюшнях – не заплатил Гераклу за работу)

 

3. Какой герой мифа видел солнечный свет единственный раз в жизни? (Кербер охранял Аид и видел солнечный свет только тогда, когда Геракл водил его к Эврисфею)

 

Литература

 

Гузик М.А. В поисках золотого руна. М.: «Просвещение», 1994

Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов по мифологии. Ярославль: «Академия развития», 1997

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.

Мифология. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998

Успенский В., Успенский Л. Мифы Древней Греции.


 

 

 
НАЗАД ГЛАВНАЯ ВПЕРЁД